- Принципы оказания психологической помощи в экстремальных ситуациях
- На основе зарубежного и отечественный опыт деятельности специалистов по психологической поддержке сотрудников ПОО в различных экстремальных обстоятельствах сформулированы принципы оказания психологической помощи в экстремальных ситуациях.
1. Безотлагательность: помощь оказывается по «горячим следам», .как можно скорее: чем больше времени пройдет со времени психотравмирующего события, тем выше вероятность хронификации психологических и поведенческих расстройств (алкоголизации, злоупотребления наркотическими средствами и пр.).
2. Приближенность: помощь следует оказывать как можно ближе к месту экстремальных событий, по возможности без смены привычной обстановки и знакомого социального окружения.
3. Ожидаемость восстановления нормального состояния: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным индивидом, чье состояние психологически понятно и объяснимо пережитым событием («нормальная реакция на экстремальную ситуацию»). Необходимо поддерживать уверенность в скором возвращении его к обычному нормальному состоянию и успешной работе. В случае боевой психической травмы и отправления пострадавшего в ближайший тыл, усилия терапевтического персонала направляются на скорейшее возвращение его в строй.
4. Единство психотерапевтического (психологического) воздействия подразумевает, что его источником должно быть одно лицо, либо группа лиц, но в обоих случаях обязана соблюдаться унифицированная процедура обращения с пострадавшим и его психологической коррекции.
5. Простота психотерапевтического (психологического) воздействия означает, что воздействие носит характер первой помощи и направлено прежде всего на снятие тревоги, недопущение самоизоляции, «ухода в себя» путем побуждения пострадавшего к саморегуляции психического состояния. Очень часто помощь выражается в том, чтобы отвести пострадавшего от источника опасности, предоставить необходимую информацию, теплое питье, пищу, отдых, создать психологически безопасное окружение и возможность быть выслушанным.
6. Преемственность экстремально-психологической подготовки, психологического сопровождения и психологической помощи. Она достигается единством концептуального подхода, подготовленности самих психологов подразделений, разработкой и ведением индивидуальных карт контроля психического состояния на разных этапах участия сотрудника в экстремальных событиях.
7. Обеспечение социальной поддержки (внутриорганизационной, дружеской, со стороны руководителя, семьи и пр.) – ключевой фактором в предупреждении и психологических трудностей и последствий. Человек, переживший экстремальное событие, испытывает обостренную потребность выразить свой опыт и осмыслить его в процессе общения, надеется на поддержку извне. Отсутствие социальной поддержки часто порождает агрессивность, злобу, демонстративные реакции, другие проявления социальной и личностной деформации, которые обычно рассматриваются в контексте негативных последствий психической травмы и которых можно избежать (см. Постэкстремальная психологическая работа с сотрудниками).
(И.О. Котенёв)
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.